«ВЫБОР ВИДА, ТИПА И МАРКИ АСФАЛЬТОБЕТОНА»
Выбор вида, типа и марки асфальтобетона необходимо выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 9128
Основные параметры и показатели:
1. В зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные. 2.Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на: - горячие, приготавливаемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С; - холодные, приготавливаемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С. 3. Горячие и холодные смеси-асфальтобетоны а) Горячие смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на: крупнозернистые с размером зерен до 40 мм; мелкозернистые » » » до 20 мм; песчаные » » » до 5 мм. Асфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды: высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5 %; плотные » » » св. 2,5 до 5,0 %; пористые » » » св. 5,0 до 10,0 %; высокопористые » » » св. 10,0 до 18,0 %. б) Холодные смеси подразделяют на мелкозернистые и песчаные. Асфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды: высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5 %; плотные » » » св. 2,5 до 5,0 %; пористые » » » св. 5,0 до 10,0 %; высокопористые » » » св. 10,0 до 18,0 %. Асфальтобетоны из холодных смесей должны иметь остаточную пористость свыше 6,0 до 10,0 %. 4. Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы: А с содержанием щебня св. 50 до 60 %; Б » » » св. 40 до 50 %; В » » » св. 30 до 40 %. Щебеночные и гравийные холодные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх. Горячие и холодные песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы: Г и Гх - на песках из отсевов дробления, а также на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30 % по массе; Д и Дх - на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе. Высокоплотные горячие смеси и соответствующие им асфальтобетоны содержат щебень свыше 50 до 70 % Горячие и холодные песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы: Г и Гх - на песках из отсевов дробления, а также на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30 % по массе; Д и Дх - на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе. Высокоплотные горячие смеси и соответствующие им асфальтобетоны содержат щебень свыше 50 до 70 %. Проектирование асфальтобетона: Анализ условий работы проектируемого асфальтобетона в конструкции (транспортные нагрузки, максимальные уклоны, геолого-климатические условия); Выбор способа производства работ в зависимости от погодно-климатических условий и района строительства; Выбор исходных материалов; Расчёт состава асфальтобетона: а) расчёт состава минеральной части по кривым плотных смесей: цель - получить минеральный состав с минимальным количеством пустот. Составы могут быть непрерывные и прерывистые. б) определение оптимального количества битума: определяем опытным путём: · готовят смеси с разным количеством битума щебень и песок нагревают до 150 - 170°С, битум до 130 - 150°С, смесь до 140 - 160°С. · уплотняют при давлении 40 МПа. Приготовление и испытание контрольной смеси: определяют физико-механические показатели и сравнивают с требованием ГОСТ. Технические требования к дорожному асфальтобетону из горячих, плотных смесей: В зависимости от качественных показателей а/б разделяют на три сорта (марки): Предел прочности при сжатии: · при 20°С Þ R20, МПа · при 50°С Þ R50, Мпа - характеризует здвигоустойчивость · при 0°С Þ R0, Мпа - характеризует хрупкость; 1. Коэффициент водостойкости: Кв = Rв/R20, где Rв - предел прочности водонасыщенного образца; 2. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении: Квд = Rвд, где Rвд - прочность образца после насыщения, в течение 15суток; 4. Водонасыщение по объёму, % [1 ¸ 4]%; 5 Пористость минерального остова: · для типов А и Б не более 19% · для типов В, Г, Д не более 22% 1. Остаточная пористость, % по объёму [2 ¸ 5]% - для плотных а/б. Этапы формирования структуры асфальтобетона: 1. Период активного структурообразования протекает в момент объединения битума с минеральным материалом. 2. Сближение структурных элементов смеси при её укладке и уплотнения. 3. Период стабилизации микроструктурных связей в асфальтобетоне при эксплуатации покрытия. Повышение вязкости битума при охлаждении. Повышение вязкости битума за счёт улетучивания лёгкого углеводорода, за счёт стабилизации ориентированных молекул битума или при появлении новообразования в зоне контакта. Доуплотнение под действием транспорта. На стадии разработки проекта автомобильной дороги выбирают асфальтобетон определенной разновидности, конкретно для каждого конструктивного слоя дорожной одежды. В верхних слоях покрытий на дорогах всех категорий используют только плотный асфальтобетон. Нижние слои покрытий на дорогах I – II категорий устраивают из пористого асфальтобетона, а на дорогах III – IV категорий – из высокопористого асфальтобетона. В верхних слоях оснований можно использовать как пористый, так и высокопористый асфальтобетоны. При стадийном строительстве нижний слой покрытий устраивают, как правило, из плотного крупнозернистого асфальтобетона. Вид и тип плотного асфальтобетона для верхних слоев покрытий назначают в зависимости от категории дороги и климатических условий района строительства. В районах I, II и частично III дорожно-климатических зон, характеризующихся холодным и влажным климатом, для устройства верхних слоев покрытий целесообразно использовать смеси типа Б с содержанием щебня или гравия 40 – 50 %, а также типов В, Г и Д, в которых формируется замкнутая поровая структура, препятствующая прониканию воды в покрытие. При этом в районах II дорожно-климатической зоны рекомендуется применять асфальтобетоны с остаточной пористостью не более 5% объема. Для второй дорожно-климатической зоны (ГОСТ 9128-97): Таблица 1
В соответствии с требованиями нормативных документов и данными задания для проектирования асфальтобетонной смеси мною выбран асфальтобетон типа Б из горячих смесей марки II, потому что: · результаты испытаний удовлетворяют требованиям ГОСТ 9128 - 97 · из практических соображений, для второй климатической зоны с её холодным климатом очень важно. Он обладает достаточно высокой сопротивляемостью механическим и атмосферным факторам, поэтому его применяют для устройства верхнего слоя двухслойных покрытий и при интенсивном движении · по сравнению с типом Б, тип А является многощебенистым а/б, а т.к. щебень дороже песка, тип А менее экономичен. Тип Б проще запроектировать, т.к. тип А более требователен к процентному содержанию частиц на ситах.
|
![]()
|