Принципы проектирования сборных элементов

1. Типизация сборных элементов
Производство сборных железобетонных элементов наиболее эффективно в том случае, когда на заводе изготовляют серии однотипных элементов. Технологический процесс при этом совершенствуется, снижается трудоемкость изготовления и стоимость изделий, улучшается их качество. Отсюда вытекает важнейшее требование, чтобы число типов элементов в здании было ограниченным, а применение их — массовым (для возможно большего числа зданий различного назначения).
С этой целью типизируют элементы, т. е. для каждого конструктивного элемента здания отбирают наиболее рациональный, проверенный на практике, тип конструкции с наилучшими по сравнению с другими решениями технико-экономическими показателями (расход материалов, масса, трудоемкость изготовления и монтажа, стоимость). Выбранный таким образом тип элемента принимается для массового заводского изготовления.
Опыт типизации показывает, что для изгибаемых элементов, например панелей перекрытий, целесообразно при изменении длины элемента или нагрузки, действующей на элемент, сохранять размеры поперечного сечения, увеличивая лишь сечение арматуры. Для балок покрытий, длина которых и значения нагрузок меняются в большом диапазоне, рекомендуется менять и размеры сечения и армирование. Для колонн многоэтажных гражданских зданий (а в ряде случаев и промышленных) следует сохранять неизменными размеры поперечных сечений и изменять по этажам здания лишь сечение арматуры и в необходимых случаях класс бетона. При этом, несмотря на некоторый излишний расход бетона в колоннах верхних этажей, общая стоимость конструкции снижается благодаря многократному использованию форм, унификации арматурных каркасов. Кроме того, при постоянных размерах сечения колонн по этажам соблюдается однотипность балок перекрытий, опирающихся на колонны.
В результате работы по типизации составлены каталоги сборных железобетонных элементов, которыми руководствуются при проектировании различных зданий. По мере развития техники и накопления опыта типовые элементы совершенствуются, создаются новые, более эффективные, поэтому каталоги время от времени обновляются.
2. Унификация размеров и конструктивных схем зданий
Чтобы одни и те же типовые элементы можно было широко применять в различных зданиях, расстояния между колоннами в плане (сетка колонн) и высоты этажей унифицируют, т. е. приводят к ограниченному числу размеров.
Основой унификации размеров служит единая модульная система, предусматривающая градацию размеров иа базе модуля 100 мм или укрупненного модуля, кратного 100 мм.
Для одноэтажных промышленных зданий с мостовыми кранами расстояние между разбивочными осями в продольном направлении (шаг колонн) принято равным б или 12 м, а между разбивочными осями в поперечном направлении это расстояние (пролеты здания) принято кратным укрупненному модулю б м, т. е. 18, 24, 30 м и т. д.  Высота от пола до низа основной несущей конструкции принята кратной модулю 1,2 м, например 10,8; 12 м и т. д. до 18 м.
Для многоэтажных промышленных зданий принята унифицированная сетка колонн 9хб, 12X6 м под временные нормативные нагрузки на перекрытия 5, 10 и 15 кН/м2 и сетка колонн 6><6 м П°Д временные нормативные нагрузки 10, 15, 20 кН/м2; высоты этажей принимают кратными укрупненному модулю 1,2 м, например 3,6; 4,8; 6 м.
В гражданских зданиях укрупненным модулем для сетки осей принят размер 600 мм. Расстояние между осями сетки в продольном и поперечном направлениях назначают от 3 до 6,6 м. Высоты этажей, кратные модулю 300 мм,— от 3 до 4,8 м.
На основе унифицированных размеров оказалось возможным все многообразие объемно-планировочных решений зданий свести к ограниченному числу унифицированных конструктивных схем, т. е. схем, где решение каркаса здания и его узлов однотипно. Все это позволило создать типовые проекты зданий для массового применения в строительстве.
Чтобы взаимоувязать размеры типовых элементов зданий, предусмотрены три категории размеров: номинальные,   конструктивные   и   натурные.   Номинальные размеры элемента — расстояния между осями здания в плане. Например, плита покрытия при шаге колонн б м имеет номинальную длину б м. Конструктивные размеры элемента отличаются от номинальных на величину швов и зазоров. Например, плита покрытия при номинальной длине 6000 мм имеет конструктивный размер 5970 мм, т, е. зазор составляет 30 мм ( Х.4). Величина зазоров зависит от условий и методов монтажа и должна допускать удобную сборку элементов и в необходимых случаях заливку швов раствором. В последнем случае величина зазора принимается не менее 30 мм. Натурные размеры элемента — фактические размеры, которые в зависимости от точности изготовления могут отличаться от конструктивных размеров на некоторую величину, называемую допуском (3—10 мм). Конструктивные размеры элементов назначают с учетом необходимых зазоров в швах и стыках, а также с учетом нормированных допусков.
3. Укрупнение элементов
Сборные железобетонные элементы конструкций зданий в процессе проектирования необходимо укрупнять. При монтаже зданий из укрупненных элементов сокращается число монтажных операций по подъему и укладке элементов, уменьшается число стыковых сопряжений, выполняемых во время монтажа, повышается степень заводской готовности элементов, а следовательно, уменьшается объем отделочных работ на площадке. Так, для гражданских зданий рационально панели перекрытий выполнять размером на комнату, панели стен — высотой в этаж и шириной на комнату. Для покрытий промышленных зданий удобно применять крупнопанельные плиты, укладываемые непосредственно по фермам (беспрогонное покрытие). Возможности укрупнения элементов определяются их предельной массой и предельными габаритными размерами, устанавливаемыми исходя из грузоподъемности монтажных механизмов, транспортных средств, а также способов перевозки.
В целях лучшего использования монтажных кранов элементы здания должны быть по возможности равной массы, приближающейся к максимальной грузоподъемности монтажного крана
Поскольку укрупнение элементов в некоторых случа-ограничивается предельно допустимой их массой, целесообразно создавать конструкции с облегченной фор-й сечений, тонкостенные, пустотные и т. п., применять бетон высокого класса и высокопрочную арматуру. Рационально проектировать конструкции из бетонов на легких заполнителях.
Технологичными называют элементы, конструкция которых допускает их массовое изготовление на заводе или |на полигоне с использованием высокопроизводительных |машин   и   механизмов   без Трудоемких  ручнцх   операций. Конструкция   техноло-1гнчных    элементов   должна быть увязана с технологией их изготовления. Например, ^членение    каркаса    многоэтажного здания на отдельные элементы возможно разрезкой ригелей в местах, где изгибающие моменты имеют наименьшее   значение. Габаритная   ширина изделия включает   консоли, вылет которых в   несколько раз превышает    размер колонны. В условиях конвейерного   и поточно-агрегатного способа производства колонна со   значительными   консольными выступами нетехнологична, так как по   ширине вагонетки конвейера может разместиться лишь одна колонна, в связи с чем резко уменьшается выпуск готовой продукции.
Членение каркаса многоэтажного здания на прямолинейные элементы делает их более технологичными для конвейерного и поточно-агрегатного способа производства. Хотя в этом случае  в местах  разрезов изгибающие моменты и поперечные силы резко возрастают и это требует большого внимания к качеству работ на монтаже, все же такое решение позволяет значительно повысить производительность заводов при изготовлении] элементов каркаса н поэтому принято как типовое. В условиях стендового способа производства и на построечных полигонах колонны с выступающими консолями могут быть изготовлены сравнительно просто; в этом случае они будут технологичными.
Не менее важно  для  технологичности   изготовления элементов соответствующее конструирование арматуры iv стальных закладных деталей.
Сборные элементы должны быть технологичными также и при монтаже: их конструкция должна допускать удобную установку, закрепление в проектном положении и быстрое освобождение крюка монтажного крана. Членение конструкции на сборные элементы в ряде случаев обусловлено требованиями технологичности монтажа. Например, колонны каркаса многоэтажного здания для удобства монтажа соединяют на высоте 800—1000 мм от уровня перекрытия.
Конструкции стыков сборных элементов проектируют с учетом обспечения их прочности, а также требований технологичности монтажа. Объем монтажной сварки должен быть сравнительно небольшим, работы по замо-ноличиванию стыков — сравнительно не трудоемкими.
В элементах сборных железобетонных конструкций должны быть предусмотрены устройства для их подъема при транспортировании и монтаже: монтажные петли, специальные строповочные отверстия и т. п. Для устройства монтажных петель должна применяться только горячекатаная арматурная сталь с площадкой текучести класса А-П марки 10ГТ и класса A-I марки ВСтЗсп2. Прочность сечения петель проверяют расчетом.
5. Расчетные схемы сборных элементов в процессе транспортирования и монтажа
Элементы сборных конструкций при подъеме, транспортировании и монтаже испытывают нагрузку от веса, при этом расчетные схемы элементов могут существенно отличаться от расчетных схем в проектном положении. Сечение элементов, запроектированное на восприятие усилий в проектном положении, в процессе транспортирошия и монтажа в ряде случаев может оказаться недо-гаточным. В связи с этим необходимо расчетные схемы 1ементов назначать так, чтобы усилия, развивающиеся |ри транспортировании и монтаже, были возможно менъ-|ie. Для этого надо устанавливать соответствующее рас-^ложение монтажных петель, строповочных отверстий, ^т опирания (которые должны быть указаны на рабо-§чнх чертежах элементов).
Элементы следует рассчитывать иа нагрузку отмас-|сы элемента с коэффициентом динамичности: при транспортировании 1,6, при  подъеме  и монтаже 1,4.  В  этом расчете коэффициент надежности от массы принимают - у=1. Нормами допускается снижать коэффициент динамичности и принимать не менее чем 1,25, если это подтверждено опытом применения таких конструкций. i Наиболее характерным примером элемента сборной конструкции, расчетная схема которого при транспортировании и монтаже существенно отличается от расчетной схемы в проектном положении, будет колонна. В этом примере колонна испытывате изгиб вместо сжатия, меняются положение сжатой зоны сечения, положение сжатой и растянутой арматуры. Чтобы получить более благоприятную расчетную схему колонны на монтаже, целесообразно переместить монтажные петли от концов к середине, тогда при подъеме колонна работает как однопролетная балка с коносолями и   изгибающие   моменты,   возникающие   на   монтаже уменьшаются.
Для примера выбора рациональной расчетной схемы двухпролетной рамы на монтаже проанализируем возможное расположение мест захвата при ее подъеме. Применяя траверсу, можно захватить раму за ее узлы, и тогда знаки изгибающих моментов в ригелях сохраняются такими же, как и в рабочем положении, а потому прочность рамы в процессе монтажа будет обеспечена без дополнительного армирования. Если же захватить раму без траверсы непосредственно в двух точках за j ригели, то характер эпюры моментов изменяется: в середине пролета ригеля возникнут отрицательные  моменты; и потребуется дополнительное  армирование, не используемое в проектном положении.
Элементы с сечениями значительной высоты и относительно малой ширины (высокие балки, фермы, стеновые панели и т. п.) транспортируют обычно в рабочем положении — на ребро, поскольку их несущая способность в горизонтальном положении мала и перечисленные меры по изменению расчетной схемы на монтаже не эффективны.
При проектировании железобетонных конструкций необходимо предусматривать конструктивные меры, чтобы обеспечить устойчивость отдельных элементов и всего здания в процессе монтажа, а также и другие требования охраны труда.
При проектировании сборных железобетонных конструкций необходимо помимо класса бетона устанавливать отпускную прочность элементов заводского изготовления, т. е. кубиковую прочность бетона, при которой допускается транспортирование и монтаж элементов.

 

Автор: КСМ от 05.12.2010





  

 


Печать | Copyright © 2015 КСМ.рф All rights reserved

Наш Интернет-сайт КСМ.рф носит исключительно информационно-описательный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Для получения подробной информации о стоимости продукции (песок, цемент, кирпич, огнеупоры, теплоизоляция, бетон и т.п), пожалуйста, обращайтесь к специалистам по указанным в контактах телефонам.
Владелец ресурса оставляет за собой право в любое время вносить изменения на сайте. Для получения актуальной информации о нашей продукции просьба обращаться к менеджерам.

| Контакты